Типы философии

Возникновение философии и ее исторические типы

Генезис философии

Философия Древнего Востока

Эпоха «брожения умов» в Индии и «борющихся царств» в Китае

Бытие и небытие: их сущность и взаимосвязь

Умопостижение: его пределы и методы

Человек в философии и культуре Древнего Востока

Древнегреческая философия

Космологизм ранней греческой философии

Онтологизм античной классики

Апории Зенона

Атомистическая трактовка бытия: бытие как неделимое тело

Бытие как бестелесная идея

Бытие как реальный индивидуум

Аристотелево понятие сущности (субстанции)

Понятие материи

Софисты: человек — мера всех вещей

Сократ: индивидуальное и надындивидуальное в сознании

Сократ: знание есть основа добродетели

Проблема души и тела у Платона

Платонова теория государства

Аристотель: человек есть общественное животное

Учение Аристотеля о душе — Разум и воля

Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца

Этика Эпикура: физический и социальный атомизм

Средневековая философия

Природа и человек как творение бога

Средневековая философия

Сущность и существование

Полемика реализма и номинализма

Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики

Приоритет воли над разумом — Номиналистическая критика томизма

Специфика средневековой схоластики

Отношение к природе в средние века

Человек — образ и подобие бога

Проблема разума и воли — Свобода воли

Философия в Византии (IV—XV века)

Память и история — Сакральность исторического бытия

Философия эпохи Возрождения

Возрожденческий гуманизм и проблема уникальной индивидуальности

Человек как творец самого себя

Апофеоз искусства и культ художника-творца

Антропоцентризм и проблема личности

Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения

Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей

Бесконечная Вселенная Коперника и Бруно — Гелиоцентризм

Научная революция и философия XVII века

Ф. Бэкон: номинализм и эмпиризм. Знание — сила

Разработка индуктивного метода

Субъективные особенности сознания как источник заблуждений

Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Метафизика Декарта: субстанции и их атрибуты

Номинализм и материализм Т. Гоббса

Спиноза: учение о субстанции

Лейбниц: учение о множественности субстанций

Монады Лейбница

«Истины разума» и «истины факта»

Философия Просвещения и метафизический материализм

Социально-исторические предпосылки идеологии Просвещения

Философия Локка и Лессинга

Случайность и необходимость

Просветительская трактовка человека

Кант: от субстанции к субъекту, от бытия к деятельности

Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного знания

Пространство и время — априорные формы чувственности

Рассудок и проблема объективности познания

Рассудок и разум

Явление и «вещь в себе» — природа и свобода

Послекантовский немецкий идеализм

История как способ бытия субъекта

Субъективный идеализм Фихте

Диалектика Фихте 

Натурфилософия Шеллинга

Диалектический метод Гегеля

Система Гегеля

Антропологический материализм Фейербаха

Особенности развития философской мысли народов СССР

Философская мысль народов СССР

Русская философия XI—XIX веков

Национальные философские культуры народов СССР

Loading