Учение о государстве

Во множестве работ В. И. Ленина, особенно в предоктябрьский и послереволюционный периоды, одной из главных тем является государство. Это классическая тема марксистской философии, начиная с рукописи Маркса 1843 года «К критике гегелевской философии права», которой В. И. Ленин не знал: она была напечатана уже после его смерти. Наиболее существенные философские стороны этой темы раскрыты В. И. Лениным в неоконченной работе «Государство и революция» (1917); многое добавлено в послереволюционных статьях, брошюрах, речах.

Для В. И. Ленина проблема государства стояла в особой конкретной форме, а именно — как вопрос об отношении пролетарской партии, пролетариата в целом к буржуазному государству до и после социалистической революции. В. И. Ленин принял как исходное классическое представление марксизма о государстве как о «машине подавления и угнетения», исторически необходимой в условиях классового общества.

Государство — неизбежное историческое «зло», своей мощью давящее на угнетенные классы, сословия, группы населения ради сохранения существующих социальных структур. Поэтому для угнетенных и эксплуатируемых масс буржуазное государство — враг, подлежащий уничтожению вместе с эксплуатацией и угнетением. В. И. Ленин большую часть полемики по проблеме государства обращает против теоретиков II Интернационала (прежде всего — против К. Каутского), которые затушевывали принципиально враждебное отношение пролетариата к государству и делали основной акцент на использовании, приспособлении государства для классовых целей пролетариев.

Но, по Ленину, государственные механизмы, главная сила государства — армия и чиновничество кроме как для подавления, угнетения, порабощения одних людей другими и не могут быть использованы. Они подлежат первоначально, после победы революции, всемерному ограничению и минимализации, а затем, по мере создания экономических и политических условий,— полному уничтожению. Для «минимализации» государства В. И. Ленин считал поучительным и плодотворным использование опыта Парижской коммуны — постоянную сменяемость чиновников, широчайшую систему самоуправления коммун-общин, низкое жалованье и дешевый госаппарат.

Необходим постоянный контроль рабочих за деятельностью государственного аппарата. Постоянные армии следует заменить, распустить, уничтожить полицию и т. п. Буржуазные парламенты В. И. Ленин считал малоэффективными, поскольку они не решают дел в государстве, а являются всего лишь демократическими прикрытиями для тех, кто решает и управляет на практике.

Однако главное для В. И. Ленина — в том, что такое «минимализированное» государство не должно и не может быть получено в наследство от старого строя. Старую «государственную машину» следует уничтожить революционным путем — то есть распустить армию, устранить управленческий аппарат, заменить старых чиновников, суды, полицию и пр.— для того, чтобы сразу же начать строить, создавать новую государственность. В своих последних работах В. И. Ленин постоянно оценивает как величайшее бедствие для России то, что старый государственный аппарат, сохранившись, перенес в новые условия, в новые учреждения все свои старые бюрократические умения и привычки.

Уже перед смертью В. И. Ленин продолжал считать преобразования в государстве, в политическом строе страны задачей равно важной экономическому подъему, научно-техническому перевооружению промышленности и сельского хозяйства или культурной революции. Почему же дешевое, «минимализированное» государство все же, по Ленину, остается необходимым при социалистическом, то есть переходном от капиталистического строя типе общества?

Причин несколько. Во-первых, необходимость подавления сопротивления буржуазии, защиты от агрессии есть основная причина сохранения вооруженной силы государства и всего того, что относится к аппарату принуждения. Во-вторых, сохранение мелкотоварного производства, других элементов капитализма, частно­собственнической психологии, идеологии. И, в-третьих, наиболее важное — социалистическое общественное устройство в самом себе имеет причину существования государства.

В самой сердцевине этого общества, в экономических отношениях еще существует социальное неравенство, хотя классы и слои эксплуататоров уничтожены. Это — неравенство людей как работников перед обществом как владельцем средств производства и главным распределителем конечного продукта. Грубо говоря, даже при полном равенстве в потреблении люди социально не равны, поскольку виды труда и трудовые вклады, а также потребности у различных людей варьируются в очень и очень широких пределах. Это создает реальное, жизненное неравенство; сохраняется необходимость соотносить трудовые затраты каждого с величиной распреде­ляемого на его долю продукта; а это означает сохранение и бур­жуазного имущественного права, и аппарата его осуществления, то есть государства.

Таким образом, В. И. Ленин считал государство — и после победы социалистической революции, то есть государство пролетарское, советское,— отнюдь не «царством свободы» («Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства»), а переходной, противоречивой формой от государства буржуазного к коммунистической безгосударственности. Реальная история развития социалистического общества должна привести к отмиранию государства и, следовательно, к отмене необходимости принуждения, ограничения свободы человека. Это В. И. Ленин связывает и с изменением самих людей в историческом процессе социалистического развития.