Развитие Марксом диалектики в 50 — 70-е годы

Во второй половине 50-х годов Маркс занимается интенсивными научными исследованиями в политической экономии. Наряду с этим большое место в его творчестве занимают работы публицистического характера — статьи по международной политике, экономическому положению в разных странах Европы, памфлеты. (Большинство из них было опубликовано в газетах. Наиболее долгим было сотрудничество Маркса с «Нью-Йорк дейли трибюн».) В 60—70-е годы большое место в творческой работе Маркса занимает теоретическое руководство деятельностью Международного Товарищества Рабочих (I Интернационал) и помощь развивающимся рабочим партиям Германии, Франции, Англии и др.

Среди статей, памфлетов, манифестов и партийных программ, написанных Марксом в эти годы, многие вносят серьезный вклад в развитие социально-философских оснований марксизма: «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1851 —1852); статьи о британской колонизации Индии (1853), «Господин Фогт» (1860) и др. Следует также отметить теоретическое значение переписки Маркса с Энгельсом, Ф. Лассалем, Л. Кугельманом и др.

Особый интерес в творчестве Маркса вызывают его размышления о России, о перспективах ее дальнейшего исторического развития. В текстах Маркса тема России постепенно усиливается, что соответствует развитию русского революционного движения. Чрезвычайно важна и нуждается в специальном изучении полемика Маркса с М. А. Бакуниным (в конспекте книги Бакунина «Государственность и анархия»). Затем письмо Маркса в редакцию журнала «Отечественные записки», переписка с Н. Ф. Даниельсоном, известное письмо В. И. Засулич и пр. Среди программных документов I Интернационала, написанных Марксом, теоретически наиболее значимы материалы о франко-прусской войне 1870 года и Парижской коммуне. В последние годы в связи с полемикой о сущности социализма резко возрос интерес к знаменитой работе Маркса «Критика Готской программы». Среди документов I Интернационала огромное значение имеют работы Маркса о Парижской коммуне и др.

Результаты исследования законов внутренней жизни, «анатомии и физиологии» капиталистического общества были наиболее полно изложены Марксом в первом томе «Капитала» (1867). «Капитал» сделался главным теоретическим источником понимания пролетариатом своего исторического призвания, смысла своей борьбы.

Природа товара и денег, труда и капитала, образование прибавочной стоимости и природа эксплуатации, значение разделения труда, влияние машинной индустрии на положение рабочего и развитие производства, природа товара «рабочая сила», особенности заработной платы, закона накопления и расширения капитала, его исторические тенденции — решение всех этих проблем стало основанием для выводов Маркса о неизбежности превращения частнокапиталистического производства в общественное, самоуничтожения капиталистического строя и капитала и перехода общества к социалистическим общественным отношениям.

Изложенная в первом томе «Капитала» (последующие второй и третий тома были изданы Энгельсом после смерти Маркса) экономическая теория была результатом всесторонней критической переработки предшествующей политико-экономической науки. В ходе исследований, по мере приближения к фундаментальным теоретическим обобщениям, Маркс все более задумывался над проблемами метода. Об этом свидетельствует, в частности, его переписка 50-х годов. Серьезные и принципиальные обобщения были сделаны в неоконченном «Введении» к «Экономическим рукописям 1857 —1859 годов» (первоначальный вариант «Капитала»). Размышления о важнейших положениях гегелевской диалектической методологии были изложены Энгельсом в рецензии на первый выпуск работы Маркса «К критике политической экономии», вышедшей в 1858 году. В 60-е годы об отношении к диалектике Гегеля неоднократно пишет сам Маркс — в первом томе «Капитала», письмах и рукописях того времени.

Размышления о методе не нашли выражения в особой работе (хотя Маркс и собирался ее написать, и Энгельс после его смерти искал рукопись под названием «Диалектика» в его архиве). Однако Маркс сознательно и полно применил свое понимание диалектики в работе над «Капиталом» и оставил ряд точных указаний относительно этого понимания. Под влиянием Маркса большое внимание разработке диалектического метода уделил в зрелые годы и Энгельс.