Философская мысль народов СССР, представляющая определенную целостность, специфическую регионально национальную составную часть всемирного историко-философского процесса, прошла длительный путь формирования и развития. Прежде чем возникла эта целостность, философские культуры этих народов функционировали в ранние века своего существования, как правило, обособленно друг от друга как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Объясняется это рядом причин.
Большая часть территории нашей страны заселена позднее, чем регионы мира, в которых сложились главные центры древней мировой культуры и цивилизации. На историческую арену народы СССР в своем подавляющем большинстве вышли позднее народов, обосновавшихся в этих центрах или вблизи них, причем вышли они в разное время и оказались на неодинаковых уровнях социально-экономического, политического и культурного развития. Хотя этногенез народов нашей страны уходит в глубь веков, устойчивые, оседлые этносы, которые со временем превратились в современные народности и нации, населяющие ныне Советский Союз, оформились много позже, чем в ранних центрах мировой цивилизации. В этом смысле подавляющее большинство современных советских народов — исторически молодо по сравнению не только с такими странами, как Индия и Китай, но и с наиболее крупными западноевропейскими народами.
В силу своего запоздалого исторического старта и своей исторической молодости в эпоху, хронологически совпадающую с европейским средневековьем, народы нашей страны оказались весьма специфически связанными с тогдашними центрами мировой культуры и цивилизации, причем с разными центрами.
Поскольку в средние века религиозная догма была исходным моментом и основой всякого мышления, познавательное и ценностное содержание историко-философского процесса в тогдашней отечественной культуре в решающей степени — если говорить о собственно идеологической стороне этого процесса — зависело от того, к какой из мировых религий присоединился тот или иной народ, когда это произошло, присоединился ли он вообще, или остался в той или иной мере верен местным религиям. В силу многих исторических факторов в эпоху средневековья у культур народов нашей страны оказались разными преимущественные ориентации на те или иные культурные и религиозные центры: у христианских народов Кавказа и восточных славян наиболее прочными были контакты с Византией, у народов Прибалтики — с католической (а в эпоху Реформации частично с протестантской) Западной Европой, у мусульманских народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья — с арабо-мусульманским миром.
В далекой «языческой» предыстории каждого из народов нашей страны, как и у других народов, можно проследить процессы становления их мировоззрения, а в рамках этого мировоззрения формирование идей предфилософского характера. Но сравнительно развитая — по средневековым масштабам — философская мысль впервые появилась у них лишь с момента их вхождения в орбиту влияния мировых религий, а содержание и формы философской мысли в значительной степени зависели от того, каким в этот момент было место философии в рамках той или иной мировой религии, когда и каким образом произошла в том или ином регионе рецепция мировых религий.
Качественно новый этап в истории национальных философских культур народов нашей страны связан с образованием многонационального Российского государства. По мере вхождения в него тех или иных нерусских народов, добровольного или в результате завоеваний, начался процесс преодоления былой их обособленности в культурном и философском развитии, сглаживания накопившихся за века различий историко-философского процесса. В силу реальностей совместной жизни в рамках одного государства между различными народами начали складываться как политико-экономические, так и культурные, в том числе идейно-философские, связи, начался процесс взаимодействия и взаимовлияния философских культур, образовалось общее поле встреч разных культур и цивилизаций, встреч частью дружественных, а частью конфликтных, полемических, но затрагивавших общие проблемы, в том числе проблемы философии. Процесс этот был очень длительным и продолжается до сих пор.
Длительность процесса складывания многонационального Российского государства, разновременность вхождения в его состав народов, находившихся на различных стадиях политического, социально-экономического и культурного развития, народов с различными религиозно-философскими традициями чрезвычайно усложнили отечественный историко-философский процесс. Но при этом вполне отчетливо проявились ведущие тенденции: шло дальнейшее развитие самобытных национальных философских культур народов, у которых культура сложилась прежде и процесс становления философских культур менее развитых народов; и вместе с тем шло становление философской культуры народов России как новой региональной общности, являвшееся следствием постепенного втягивания национальных окраин в орбиту единого социально-экономического процесса эволюции от традиционных патриархально-феодальных отношений к капитализму.
Интегрирующим фактором, способствовавшим сближению национальных философских культур народов России, явилась совместная борьба за социально-политическое и национальное освобождение. Такую же роль играло распространение по всей стране прогрессивных, демократических, просветительских идей русской философской культуры, через которую чаще всего, особенно на Востоке, шел также процесс приобщения нерусских народов к лучшим традициям западноевропейской философии.
Вплоть до конца XIX— начала XX века отечественная философская мысль не сформировалась в органическое целое. Однако она уже представляла собой не просто рядоположение разных, не связанных между собой национальных культур, выросших из прежних этнических культурных общностей и протонациональных культур, но становящуюся систему, специфическую национально-региональную целостность.
Многовековая общность исторического бытия в рамках одного государства, влияние русской и мировой культуры привели к возникновению в развитии национальных философских культур народов России общих для всех этих культур черт. На Украине, в Прибалтике, в Закавказье к рубежу XIX—XX веков сформировались примерно такие же направления философской мысли, что и в Центральной России. Общероссийское значение приобрело не только философское творчество крупнейших русских мыслителей, но и деятельность ряда видных философов Украины, Белоруссии, Грузии, Литвы, Армении, других народов. Интегрирующим фактором, который постоянно связывал национальные культуры нашей страны в определенную целостность, которую мы называем философией народов СССР, стала русская философия.