Проблема свободы

Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое достижение.

Считая свободу родовым признаком человека, основоположники марксизма усматривали в ней отличительный признак, присущий как человечеству в целом, так и отдельной личности. «Первые выделявшиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные, — отмечал Ф. Энгельс,— но каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе». Для личности обладание свободой — это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества.

Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роли простого «винтика» в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. В конечном счете именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями.

Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена — нации, классы, государства.

Loading