Традиции и новаторство в культуре

У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая, «консервативная», и развивающаяся, новаторская, стороны. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

В так называемых традиционных обществах люди, усваивая культуру, воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то лишь в рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры. Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов, навыков и т. д.) деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура.

Видимо, такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамичные типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурной традиции вообще. Не может существовать культура без традиции. Более того, культурная традиция как историческая память — непременное условие не только существования, но и развития культуры даже в случае созидания качественно новой культуры: диалектическое отрицание включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности — этот общий закон развития действует и в сфере культуры, имея для нее особенно важное значение.

Насколько этот вопрос практически важен, показывает и опыт развития нашей страны. После Октябрьской революции и в обстановке всеобщей революционности в области художественной культуры у нас возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, «пролетарскую культуру» на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры как якобы всецело буржуазной, эксплуататорской, чуждой интересам народа. Это течение стало именоваться «Пролеткультом». Оно привело во многих случаях к потерям в культурной сфере, к разрушению ее материальных памятников.

Поскольку в культуре отражаются различия в мировоззрении, системах ценностей, идейных установках, постольку правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно вообще отбрасывать предшествующую культуру. На пустом месте создать новую, более высокую культуру невозможно. И обещания построить таким путем «пролетарскую культуру» объективно представляют собой обман, дискредитируют саму идею социалистической культуры. Поэтому В. И. Ленин в 20-е годы резко выступил против Пролет культа, против нигилизма в отношении культуры прошлого, но рецидивы этой опасной тенденции в нашей стране давали о себе знать и позже. Серьезный урон советской культуре нанесла вся общественная атмосфера периода культа личности, с ее неприятием свободы творчества, насаждением страха и произвола, жесткой идеологизацией духовного производства, нарушением преемственности на многих направлениях науки и гуманитарной культуры или, напротив, превращением традиции в средство подавления творческого начала культуры. Сталинские репрессии привели к гибели многих видных представителей интеллигенции, а других вырвали из привычной среды и лишили возможности работать.

В острой форме проблема культурной традиции возникла в Китае в 60-е годы, когда была провозглашена так называемая «великая культурная революция», принесшая стране большие беды. Была прервана учеба в школах и работа высших учебных заведений, закрывались библиотеки и музеи, подвергалась гонениям творческая интеллигенция, насаждался фанатизм, произведения великих гуманистов прошлого объявлялись «реакционными», уничтожались культурные ценности. После кончины Мао Цзедуна Компартия Китая осудила эту мнимую «культурную революцию» и ее лидеров за экстремизм, нанесший вред социалистическому развитию страны. Все это свидетельствует о том, что проблема отношения к культурному наследию в определенных ситуациях, и в особенности в переломные моменты в развитии общества и культуры, приобретает острый политический характер.

Очевидно, что вопрос о традиции в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, то есть созидания нового, приращения культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности, и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство есть творчество культуры. Созидание нового становится одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно несет в себе всеобщее содержание, приобретает общественную значимость, получает отзвук у других людей. Когда поэт в своих лирических стихах говорит от первого лица, рассказывает о своих чувствах и переживаниях, радостях и страданиях, он творит культуру, поскольку содержание и форма его поэзии вызывают отклик в душах людей, пробуждают ответные чувства у воспринимающей искусство публики, доставляют ей эстетическое наслаждение. А если чей-либо рифмованный текст такими свойствами не обладает, то он не будет ни поэзией, ни творчеством культуры.

В творчестве культуры всеобщее органически слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении, научном открытии и т. д. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее — это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования культуры в обществе, а творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития. Культуросозидающая деятельность человека, следовательно, является источником инноваций. Но так же как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существуют и прогрессивные, и реакционные тенденции. Развитие культуры — противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально-классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре надо бороться.

Такова концепция культуры, получившая разработку в советской философской литературе. Но имеет распространение и несколько иная трактовка понятия культуры.

Loading