Мера. Переход в новое качество

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры.

В древнегреческой философии данное понятие применял Демокрит, считавший, что мера как бы соединяет объективные черты того или иного явления и ценностное отношение к ним (чувство меры). Второй момент еще сильнее был акцентирован в мысли софиста Протагора: «Человек есть мера всех вещей…» Действительно, поскольку люди соотносят себя с окружающим миром и с другими людьми, они осмысливают, учитывают свойства вещей в своих действиях. В этом нет ничего странного — ведь философские понятия, проблемы включают в себя «человеческий аспект».

Понятие меры используется в производственной, художественной практике (соразмерность, согласованность частей, пропорции, гармония и т. д.), а также применительно к человеческому поведению (чувство меры). Вместе с тем с развитием науки и ее философским обобщением оно сосредоточило в себе познавательно-теоретический смысл.

Мера — диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

Например, растительные и животные организмы сохраняют свою жизнеспособность только в четко определенных границах температуры. Все мы знаем, как невелик диапазон колебаний температур тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама жизнь человеческого организма. Существуют температурные меры агрегатных состояний различных веществ. Знание таких мер широко используется в практике. Так, вода существует в жидком состоянии при температуре от 0 до 100° С; при температуре ниже нуля вода превращается в лед, при 100° начинает кипеть. Мера для ртути в жидком состоянии — от —39° до +357°; при —39° ртуть затвердевает, а при +357° начинает кипеть. Знание мер агрегатных состояний важно, например, в металлургии. На этом основан, в частности, процесс получения ртути. При нагревании руды, содержащей ртуть, до 500—550°С ртуть возгоняется и затем улавливается в конденсаторах, где поддерживается температура  около  20°.   Аналогичным  образом — через  возгонку и конденсацию — осуществляется пирометаллургия цинка и некоторых других цветных металлов.

Но здесь мы вплотную подошли к переходу количественных изменений в качественные.
Закон перехода количественных отношений в качественные выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений. Общий смысл данного закона в материалистическом его истолковании Энгельс выразил так: «…качественные изменения — точно определенным для каждого отдельного случая способом — могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии)».

Иначе говоря, суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Гегель в связи с этим заметил: кажущееся невинным количественное изменение представляет собой хитрость, за которой улавливается качественное изменение.

Конкретные формы связи количественных и качественных изменений выражены во многих естественнонаучных законах. Таков, в частности, периодический закон химических элементов Д. И. Менделеева. Но закон перехода количественных изменений в качественные отличается от конкретно-научных законов. Он носит предельно общий, философский характер и выполняет мировоззренческую функцию, прежде всего разрушая долго господствовавший чисто количественный механистический подход к миру.

Критикуя ограниченное понимание изменений лишь как уменьшения и увеличения, Гегель сравнивал его с «дурной бесконечностью», однообразным и монотонным, не имеющим предела накоплением количественных изменений: 1+1+1+1… «Дурной бесконечности» он противопоставил «истинную бесконечность» — такое уменьшение и увеличение, которое связано с переходами качественных границ, с новообразованиями.

Закон перехода количественных изменений в качественные ориентирует на понимание мира как сложного, многокачественного, включающего в себя элементарные частицы, атомы, молекулы, кристаллы, горные породы, планеты, системы планет, галактики, метагалактики… Все они отличаются друг от друга не просто размерами, массой и другими количественными характеристиками, но представляют собой разнокачественные образования, специфические, многообразные виды бытия. Иначе говоря, закон раскрывает многокачественность мира в ее неразрывной связи с различными количественными характеристиками «вещей».

Loading