Единичное и общее

Единичное характеризует отдельный предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов.

Общее — объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Она фундаментальна и для человеческого мышления. Познание мира с точки зрения соотношения «единичное — общее» предполагает умение сравнивать предметы, выявлять их сходство и различие, однотипность и разнотипность, осознавать отдельный, единичный характер реальных предметов, классифицировать их. В речи этому сопутствуют выражения: этот и иной, подобный, принципиально отличный и др.

Реальные предметы единичны. Кроме того, практически не бывает абсолютно одинаковых предметов. Это значит, что каждый предмет (дом, дерево, человек), даже очень похожий на другие, так или иначе индивидуален, в чем-то неповторим.

Общее (дом вообще, дерево вообще, человек вообще) в отличие от единичного представлено не конкретными пространственно-временными предметами, а чертами их сходства, подобия. Этого долго не могли понять. Через века истории протянулся философский спор о природе общих понятий (универсалий). В острой полемике столкнулись две противоположные точки зрения: «номинализм» и «реализм». Согласно первому, реально существуют только единичные предметы; общее же представлено лишь в словах или понятиях. Противоположный взгляд: общее — понятия, сущности, универсалии — столь же, а то и более реальны, чем единичные предметы. Спор этот, в частности применительно к математике, не угас и до наших дней. Однако в целом его принципиальное философское решение найдено.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует само по себе, в «чистом» виде. Оно неразрывно связано с единичным, отдельным, существует в нем и через него.

Единичное же входит в тот или иной класс предметов, заключает в себе те или иные общие черты. Получается, что отдельный предмет — не просто «сгусток» индивидуального, в нем так или иначе всегда есть и общее. Воплощенное в многообразии единичных предметов, общее может проявляться в поверхностном сходстве их внешних черт, а также в более глубоких чертах подобия, родства, вплоть до действия в них единых законов.

Общее мыслится в диалектике не как «тощая» абстракция, но в его неразрывной связи с многообразием единичных предметов. В таком понимании оно «воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного». Подчеркивая эту мысль из «Науки логики» Гегеля, Ленин заметил: «Прекрасная формула». Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим: скажем, липа в соотношении с классом деревьев вообще.

Диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения. Речевое выражение индивидуальных, неповторимых ситуаций, человеческого опыта стирает черты индивидуальности, переводит их в статус общего. Вместе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления. Для этого используются собственные имена (например, Л. Н. Толстой, А. Эйнштейн), описания неповторимых индивидуальных черт (например, автор романа «Война и мир», создатель специальной и общей теории относительности), пространственные локализации, временные даты и прочие. Наиболее эффективным средством речевой фиксации индивидуального служит сочетание указанных средств.

Процедуры индивидуализации (локализации и др.) имеют большое значение для выделения конкретного единичного события, факта, обеспечивают информативный характер познания, конкретность ориентации людей среди множества предметов, событий. Методы обобщения и индивидуализации широко применяются в науке и практике. Скажем, использование общих законов, типовых проектов, норм юридической и хозяйственной деятельности требует их конкретизации, спецификации применительно  к  конкретным условиям, ситуациям, людям.

Диалектика единичного и общего включена в методы научного познания. Магистральный путь познания заключается, как отмечал Энгельс, в том, что «мы в мыслях поднимаем единичное из единичности в особенность, а из этой последней во всеобщность…». Этот путь научного обобщения прослеживается, например, на процессе открытия закона сохранения и превращения энергии. Конкретные, единичные наблюдения перехода одного вида энергии в другой (типа: трение вызывает теплоту) по мере их накопления дают знание особенного: любое механическое движение может быть преобразовано в тепловое. В процессе все новых обобщений такого рода получается наконец общий вывод: любой вид движения может переходить в любой другой вид движения.

Своеобразие и сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуально неповторимое — типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное. Это понятие относят к таким предметам, явлениям, процессам, которые обладают конкретным, неповторимым сочетанием свойств, исключающим другие такие же предметы, явления, процессы. Индивидуальность характеристик, невозможность их точного повторения отличает, например, исторические события. Уникальны произведения искусства, художественные ценности, несущие на себе  отпечаток  творческой  личности  автора.  Так  или  иначе уникален каждый человек, потому что невозможно точное повторение всех условий его рождения, физиологических данных, индивидуального развития, черт психики, биографии, способностей, памяти, судьбы. Однако единичность и даже уникальность явления не исключает его сходства с иными индивидуальными явлениями.

Противоположностью индивидуально неповторимого является типовое. Предельный случай типизации технических устройств — стандартизация, когда все единичные предметы указанного типа должны иметь тождественные, предусмотренные стандартом характеристики. Стандартизация — необходимое условие наиболее экономичного, массового, в том числе автоматизированного производства продукции. Тождество единичных образцов деталей, узлов и изделий позволяет резко сократить затраты времени на их изготовление, свести к минимуму число рабочих операций, типов инструментов и т. д.

Стандартное, типовое многообразно проявляется в человеческих действиях, поведении. Здесь важную роль играют стереотипы, прочно закрепившиеся навыки, правила. Вместе с тем решение творческих задач требует индивидуального «стиля», «почерка», проторения новых, нехоженых троп. Так, обновление общества, связанное с поиском и принятием новых решений, в принципе невозможно без преодоления сложившихся стереотипов, без свободного творчества в самых различных областях деятельности людей.

Loading