Этот вопрос обсуждался и в какой-то мере решался задолго до марксизма. Уже Аристотель справедливо указывал, что человека побуждает к действию интерес. Проблема интересов, их сущности, роли, классификации занимала огромное место в размышлениях философов XVII—XIX веков. Однако идеалистический подход к обществу толкал этих мыслителей, высказавших очень много ценных соображений, касающихся интересов, к тому, чтобы связать их либо со ступенями самопознания абсолютной идеи, либо с неизменной человеческой природой, которую общество может очистить или извратить, либо с божественным предначертанием. Принимая положение, что именно интересы являются детерминантой деятельности людей, марксистская философия дает им материалистическое объяснение и раскрывает их как объективную основу для типизации бесконечно разнообразных, сталкивающихся, совпадающих, пересекающихся детерминант человеческих действий.
Любой индивид принадлежит к той или другой, а как правило, и сразу к целому ряду социальных общностей, то есть к исторически сложившимся и получившим устойчивый характер объединениям людей — классам, нациям и народностям, семьям и т. д. Каждый из людей уникален и неповторим; каждый преследует в жизни как будто бы свои собственные цели. Но как частица класса, большой общественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения, одинаковыми условиями существования, сходным образом жизни, общностью интересов.
Положение общественных классов в системе материального производства, наличие или отсутствие собственности на орудия и средства производства — фактор, который существует объективно, определяя их интересы. Так, каждый отдельный буржуа может быть хорошим семьянином, порядочным в отношениях с близкими и друзьями человеком. Он способен лично довольствоваться весьма скромными жизненными благами. Тайна его вечной накопительской гонки в другом: по словам К. Маркса, капиталист — персонифицированный капитал.
Отношения, в которые он включен, которые существуют для него в качестве интереса, толкают его к деятельности, направленной на самовозрастание капитала, потому что этот последний только так и может существовать, выжить и приумножиться. Интерес, концентрирующийся на получении прибыли, максимальной прибыли, сверхприбыли, становится мощной побудительной силой, внутренней пружиной действия капиталиста как представителя определенного класса.
Ф. Энгельс писал, что «экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы». Отсюда становится понятной их огромная значимость: они являются мощной побудительной силой, заставляющей действовать исторический субъект, будь то индивиды, классы или какие-то иные общественные группы. Конспектируя «Науку логики», В. И. Ленин обращал внимание на мысли Гегеля о роли интересов: «Интересы «двигают жизнью народов».
В нашей литературе нет однозначного понимания природы интереса. Одна часть ученых считает, что интерес объективен, другая — что он субъективно-объективен, то есть представляет собой отражение в сознании субъекта его объективного положения. Есть основания считать более правильной первую точку зрения: интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет.
Что же касается отражения объективно существующего интереса, то оно представляет собой важнейший момент на пути превращения интересов в побудительную силу деятельности. Это осознание может быть смутным, поверхностным, стихийным. Но даже и в этом случае отраженный в сознании интерес толкает к действию.
Сложность процесса отражения объективно существующего интереса состоит в том, что та или иная общность может принять чуждый ей интерес за свой собственный, строить иллюзии, увлечься политической демагогией. Ведь среди тех, кто оказался в плену фашистской идеологии и политики, были отнюдь не одни только империалисты, но и широкие круги трудящихся. Так было в истории не единожды. И каждый раз народ дорого расплачивается за свои ошибки, но приходит в конечном счете к более или менее адекватному осознанию собственных интересов.
Объективность интереса, а также его роль побудительной силы действия делают необходимым для партии рабочего класса постоянный учет интересов различных общественных групп. В. И. Ленин писал, что марксист обязан «отыскивать корни общественных явлений в производственных отношениях… сводить их к интересам определенных классов…».
В совершенстве владея этой методологией, В. И. Ленин постоянно изучал динамику интересов общественных групп и на этой основе определял политические задачи, а также способы их решения. Один из самых впечатляющих примеров — переход от «военного коммунизма» к нэпу. Обосновывая новую экономическую политику, В. И. Ленин исходил из того, что по окончании гражданской войны практика «военного коммунизма» пришла в противоречие с интересами крестьянства. Если не принимать во внимание эти интересы и дальше, то будут подорваны основы союза рабочего класса и крестьянства, и крестьянин откажется поддерживать Советскую власть.
Идея необходимости учета интересов различных социальных групп, так же как и великолепные образцы анализа этих интересов при выработке стратегической линии партии, которые содержатся в ленинских работах, имеют исключительно важное значение сегодня. В течение долгого времени наше общество догматически представлялось как нечто монолитное, слабо структурированное, допускающее лишь некоторые различия между двумя дружественными классами и интеллигенцией. Сейчас в условиях перестройки и гласности обнаружилось, насколько сложна структура интересов и в нашем обществе. Хотя исследование этой сложности только-только началось, уже сейчас можно сказать, что советское общество состоит из множества групп со своими особыми интересами. Предстоит изучать и учитывать в жизни сущность и динамику интересов различных профессиональных, возрастных, демографических, национальных и многих иных групп. Без учета всей палитры интересов научное понимание обществом путей своего развития неосуществимо.
Признание объективности интересов означает, что процесс развития общественно-позитивных и преодоления общественно-негативных интересов не может быть сведен к лозунгам, призывам, разъяснениям, воспитанию, хотя, разумеется, и их воздействие необходимо принимать во внимание и использовать на практике. Но главное — изменение условий, с которыми связаны те или иные интересы. Так, одно из самых тяжелых последствий застойного периода в нашей стране — утрата интереса к труду. Путь к его возрождению намечен Коммунистической партией в тесном сотрудничестве с наукой: создание объективных условий и механизмов, образующих эффективную систему стимулирования труда на основе развития экономических методов хозяйствования, строгого соблюдения принципа оплаты но труду, развертывания кооперации и индивидуальных форм трудовой деятельности. Правда, встречаются люди, которые усматривают в этой программе действий мнимое отступление от принципов социализма, пытаются запугать возможной перспективой расслоения общества. На деле подобные сомнения и критика связаны с позицией не марксистского, а догматического, уравнительного социализма и потому оказываются тормозом на пути перестройки.
В качестве примера, раскрывающего обусловленность интересов различных социальных групп их объективным положением в обществе, возьмем такую большую и влиятельную группу, как бюрократия. Бюрократом человека делают не личные качества, а общественные условия и соответствующий им особый интерес, который будет побуждать его действовать бюрократически до тех пор, пока существует система, основанная на жесткой централизации и командно-административных методах управления. Изменить этот интерес нельзя ни разъяснениями, ни даже сокращением численности аппарата. Только поставив управленческую систему в рамки широкого демократического контроля и гласности, связав результаты труда работников аппарата управления с конечными экономическими показателями соответствующих отраслей народного хозяйства, возможно совместить интерес работников управления с интересами общества, то есть на место интереса бюрократа поставить позитивно значимый для общества интерес управленца.