Идеалистическая трактовка единства истории

На признании единства истории были построены философско-исторические концепции Гердера и Гегеля, Сен-Симона и Фурье, Конта и Спенсера, многих других мыслителей, которые так или иначе ставили и рассматривали вопросы прогресса человеческого рода.

Уже этот перечень имен показывает, что единство истории признавали теоретики, придерживающиеся различных политических ориентации и философских взглядов. Здесь и объективный идеалист Гегель, и позитивист О. Конт, и утопический социалист, критик капитализма Ш. Фурье, и идеолог викторианской Англии Г. Спенсер. Поэтому и теоретический контекст, в котором эта идея присутствовала, и способ ее конкретного выражения, и ее политическое звучание были весьма различны. Так, Гердер подводил под идею единства истории природную, естественную основу; у Гегеля, напротив, единство истории придавал «мировой дух», который последовательно воплощался в духе различных народов, делая их таким путем «всемирно-историческими».

Их жизнь, согласно Гегелю, и составляла стержневую линию мировой истории, а другие народы как бы из нее исключались. У Фурье идея единства истории служила обоснованию новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей. У Спенсера она была элементом его общей теории эволюции, спокойного и постепенного развития капиталистических отношений. Поэтому само по себе признание единства истории еще ничего не говорит о характере взглядов и позиций того или иного философа. Однако разработка идеи единства истории в домарксистской и немарксистской философии и историографии дала тот богатейший материал, который мог использовать марксизм как в положительном, так и в критическом плане.

 79