Научная плодотворность идеи Маркса о трех исторических типах социальности спустя почти столетие получила убедительное подтверждение в концепции американского социолога Д. Рисмена о последовательных исторических ступенях становления «социального характера» от традиционно ориентированного в архаическом обществе к внутренне, а затем внешне ориентированному и, наконец, к автономной личности, отвергающей конформизм во имя независимости своих суждений, следования своему призванию и осознанию своей персональной ответственности перед обществом. Аналогичные концепции получили весьма широкое распространение в общественной мысли на Западе за последние два десятилетия, как об этом свидетельствуют работы Э. Фромма, Ч. Рейча и других социологов.
Хотя на каждой ступени общественного развития формируется свой тип социальности, определяющий отношения индивида и общества, типы социальности в любом конкретном обществе не существуют в чистом виде. В каждую историческую эпоху имеются как господствующие, доминирующие, так и пережиточные формы социальности.
К примеру, отношения личной зависимости, общины, касты, сословия и т. д. не целиком отошли в прошлое. Архаические социальные структуры до сих пор в ряде стран Латинской Америки, Азии и Африки причудливо переплетаются с более поздними. И все это надо учитывать, чтобы понять идеологические и социальные процессы в этих регионах, например трайбализм (от англ. tribal — племенной) — этнический сепаратизм и процессы становления национальных государств, традиционные культуры и проблемы модернизации и т. д. Касты формально упразднены в Индии, но кастовая психология еще остается влиятельной силой.
Тот факт, что многие народы нашей страны переходили к социализму, минуя капиталистическую стадию развития, имеет не только позитивную, но и негативную сторону, поскольку тянет за собой наследие племенных, феодальных отношений, порождая такие уродливые для социализма явления, как феодально-байское отношение к женщине, приоритетное значение в делах, затрагивающих государственные, общественные интересы, родовых связей, принципа личной преданности и т. д. Поистине традиции прошлых поколений, как кошмар, тяготеют над умами живых, вытесняя из сознания некоторых людей принципы социалистического образа жизни и тем нанося ущерб делу социализма.
Социализм — общество, которое в принципе впервые в истории не просто сознательно ставит перед собой в качестве высшей социальной цели развитие индивидуальности, личности каждого человека, но и призвано по мере своего продвижения вперед создавать для этого все более благоприятные условия. Личность получает возможность ассимилировать эти условия и использовать их для собственного развития. Таков гуманистический принцип марксистской теории, практическая реализация которого должна получить свою объективную оценку именно сейчас, когда наша страна решает задачи перестройки, ускорения социально-экономического развития, демократизации общественной жизни, активизации человеческого фактора, обновления и очищения общественных отношений от мещанства, бюрократизма, коррупции, разложения и иных негативных явлений.
Тот факт, что сейчас перед советским обществом встали во весь рост эти проблемы, свидетельствует о сложном и противоречивом характере его развития. В целом же можно сказать, что в нашей стране не только провозглашен принцип «все во имя человека, для блага человека», но и реально за годы Советской власти многое сделано для человека, для развития личности. Создана система социальной защищенности, гарантирующая человеку право на труд, жилище, образование, социальное обеспечение и т. д. Значительно повысился общий уровень культуры народа, выросло интеллектуальное богатство общества. И все-таки это малая доля того, что в принципе мог бы уже дать социализм человеку, в том числе и в плане развития личности.
Длительное господство командно-административной системы управления, наличие неадекватных механизмов реализации общественной собственности, ограничения демократии, а также жестокости сталинского режима, безвременье периода застоя, с одной стороны, напряжение, вызванное недоброжелательным, а временами просто враждебным отношением к нашей стране капиталистического мира, пережитые войны и разрушения — с другой, отнюдь не способствовали решению задач свободного развития личности. Осуществление разработанного партией стратегического курса, рассчитанного на то, чтобы вывести страну на новый уровень материального и духовного прогресса, вернуть ценностям социализма их истинное значение, придать социализму современные формы, гуманный облик, без сомнения, явится значительным вкладом в создание условий для гармоничного развития свободной человеческой личности.
Этому призвано способствовать и формирование социалистического правового государства, утверждение в общественной жизнедеятельности таких законодательно закрепленных принципов, на основе которых было бы преодолено отчуждение человека от собственности и власти и созданы необходимые условия для поощрения его самостоятельности, предприимчивости и изобретательности, для подлинного социального творчества личности.