Глобальный характер экологических проблем

Однако, поскольку экологические проблемы, как мы уже говорили, носят ныне глобальный, общечеловеческий характер, эти перемены должны быть взаимосвязаны с глубокими перестройками международно-правового, политического и культурного плана во взаимоотношениях между народами. С тяжелыми последствиями небрежительного отношения к природе люди сталкиваются непосредственно в своем повседневном существовании, причем перед обитателями каждого из регионов планеты экологические проблемы предстают в конкретных, своебразных формах. Нисколько не преуменьшая всей важности и неотложности этих задач, необходимо вместе с тем особо подчеркнуть глобальное изменение экологической проблемы в целом.

Перед современным человечеством стоят две основные опасности опасность того, что оно уничтожит себя в огне ядерной войны, и опасность необратимого разрушения естественного базиса своего существования. Первая из них, впрочем, достаточно отчетливо и однозначно осознается сегодня практически всеми, поскольку теперь мало кто оспаривает, что победа в ядерной войне невозможна, и здесь акцент сдвигается на разработку практических мер по снижению и ликвидации ядерного противостояния.

Что же касается второй опасности, то в целом уровень ее осознания людьми, видимо, отстает от реальных масштабов нависшей угрозы. Прежде всего это находит выражение в том, что в своих практических взаимоотношениях с природой люди во многом продолжают руководствоваться частными, ограниченными интересами, когда природа фактически выступает как всего лишь плацдарм, на котором развертывается соперничество различных наций, классов, социальных групп.

А между тем угроза настолько велика, что для ее предотвращения человечеству по многим параметрам становится необходимым выступать в своих взаимоотношениях с природой в качестве единого целого, поскольку целый ряд серьезных негативных эффектов интенсивной природопреобразующей деятельности человека не ограничивается региональными рамками, а приобретает планетарный характер. Подобно ядерной, экологическая опасность воочию демонстрирует, что у человечества отныне — общая судьба, что одна группа, одна нация, один класс не может выжить, обрекая на погибель других.

Вполне понятно, что единство действий, глобальное международное сотрудничество в борьбе за выживание человечества предполагает выработку единой согласованной идейной платформы, которая могла бы стать приемлемой для самых разных общественных движений, для всех стран и регионов планеты. И сегодня можно говорить о том, что последние годы ознаменовались глубоким, возможно, решающим поворотом в этом направлении. Новое политическое мышление, исходящее из грозных реальностей и неотложных требований современности, выдвинуло столь необходимую идею приоритета общечеловеческих ценностей во взаимоотношениях между народами.

И первые практические шаги, такие, как заключение серьезных межправительственных соглашений по вопросам охраны окружающей среды, резкое расширение весомости и масштабов деятельности авторитетных международных общественных, и в том числе научных, организаций и многие другие перемены, происходящие в современном мире,— все это позволяет говорить о том, что принципы нового политического мышления, идеи единого будущего человечества и его ответственного отношения к окружающей природе становятся весомым фактором общественного развития. Тем самым закладывается та идейная платформа международного сотрудничества, детальная разработка и практическая реализация которой открывает надежду на возможность гармонизации отношений человека и природы.

Следует также иметь в виду, что глобальную экологическую проблему приходится решать в условиях неравномерного развития разных стран и народов, причем не просто по уровню доходов на душу населения, но и по целому комплексу социальных, экономико-производственных, культурных факторов. Не принимать всего этого во внимание было бы в корне неправильно.

Очевидно, что развитые и развивающиеся страны обладают неодинаковыми возможностями для создания здоровой жизненной среды. Развивающиеся страны не имеют достаточных социальных условий и необходимого научно-технического потенциала для того, чтобы быстро решить эту проблему, однако они, как правило, располагают большими естественными ресурсами. Развитые страны обладают высоким экономическим и научно-техническим потенциалом, но их природная среда испытывает значительное неблагоприятное влияние интенсивной производственной деятельности. Тем самым акценты в решении единой экологической проблемы ставятся по-разному: для развивающихся стран — это экологически обоснованное развитие, для развитых стран — экологически обоснованное развитие.

Кроме того, управление природными условиями жизни общества нельзя сводить лишь к регулированию потребления ресурсов; в более широком смысле это означает создание здоровой жизненной среды для человека, социальные и природные параметры которой обеспечивали бы максимум возможностей для его развития. Соответственно этому марксистская философия под экологическим развитием понимает процесс рационального преобразования (формирования) окружающей среды в интересах человека, причем эти интересы должны пониматься во всей их широте и многогранности, а не в одном лишь их материально-утилитарном выражении.

Максимальное соответствие сформированной таким образом естественной среды жизненным потребностям людей и является основной целью экологически сбалансированной стратегии развития. Для ее характеристики можно воспользоваться чрезвычайно глубокими словами К. Маркса: «…общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы». Не остановка развития, а согласованное развитие человека, общества и природы в их единстве — таков магистральный путь решения экологической проблемы.

Loading