Культурная революция

Марксистская философия изначально исходила из того, что социальное освобождение масс не может не быть шагом вперед и в их культурном развитии. Овладение массами культурным наследием и дальнейшее развитие культуры — задача, которую должен решать социализм. Политический переворот и социалистические экономические преобразования должны быть дополнены революцией в области культуры.

Идею культурной революции впервые выдвинул В. И. Ленин применительно к послереволюционной России, уровень культурного развития которой был недостаточен для перехода к социализму. Две трети взрослого населения страны было неграмотно, страна была отсталой в техническом отношении, основная отрасль народного хозяйства — земледелие преимущественно велось традиционными способами. Для построения социализма необходимо было осуществить культурную революцию, которую Ленин понимал как глубокий переворот в способах деятельности, образе жизни и сознании масс. Начав с самых элементарных вещей, таких, как ликвидация неграмотности, предстояло сделать культуру доступной массам, поднять культуру труда в различных сферах («культурно хозяйствовать», «культурно торговать» и т. д.), создать новую народную интеллигенцию и т. д.

Ленинская идея культурной революции не ограничена, однако, задачами быстрейшей ликвидации культурной отсталости страны в условиях социалистического строительства, а имеет более общее и фундаментальное значение для судеб социализма.

Культура социализма — культура масс, это широкая возможность культурного развития для массы трудящихся, для каждой человеческой личности, а не одной части общества за счет другой, ибо формируется общество, для которого «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», Поэтому повышение культуры масс должно происходить не потому, что кто-то желает сделать для народа «доброе дело». Для общества это историческая необходимость, ибо социализм просто не может решать встающие перед ним социально-экономические, политические и другие проблемы, не повышая культурный уровень масс В эпоху новой техники и технологии эта потребность усиливается многократно.

В процессе перестройки стало особенно ясно, что нельзя двигать вперед производство, не повышая культуру труда, расширять демократию, не поднимая уровень правовой компетентности людей, культуру дискуссий и политическую культуру народа вообще, совершенствовать социальную сферу, не обращая внимания на культуру общения, поведения и т. д. Развитие информационной техники поставило перед обществом проблему компьютерной грамотности широких слоев населения. Короче говоря, какую бы сферу деятельности мы ни взяли, везде движение вперед связано с повышением не только профессиональной, но и общей культуры масс. Подъем культуры позволяет лучше решать социальные задачи, а это, в свою очередь, создает более благоприятные возможности для дальнейшего роста культуры и культурности, для развития творческой активности масс. Такова диалектика.

В долговременном плане в области культуры социалистическое общество призвано решать принципиально новую всемирно-историческую задачу, которой до него не ставило перед собой ни одно общество. А именно: преодоление старого общественного разделения труда, всестороннее развитие личности. Социалистическому обществу, как полагал К. Маркс, предстоит «частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности». Заменить «частичного», сформированного условиями общественного разделения труда человека всесторонне развитым — это социальная и культурная задача целой исторической эпохи. На ее решение в конеч­ном счете и рассчитана культурная революция, которая проходит ряд этапов, отражающих уровни экономической и духовной зрелости нового общества.

Понимаемая в таком широком смысле слова культурная революция включает создание социалистической культуры, повышение культурного уровня масс, проявляющегося в их деятельности, и гармоничное развитие человеческой личности. Эти вопросы внутренне связаны друг с другом.

Loading