Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слова язык — это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Именно так, на наш взгляд, следует понимать известный Марксов тезис о том, что первоначально язык «вплетен» в непосредственную практическую деятельность людей. Язык в более узком смысле — это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью.
Посредством речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности. Как убедительно показал советский психолог Л. С. Выготский, речь, с одной стороны, имеет ярко выраженный предметный характер, с другой — сама обеспечивает успешное развитие предметно-практической деятельности людей. Язык не просто пассивно фиксирует независимо от него появившиеся предметные различения и смыслы. Он участвует в самом порождении нашей предметной среды, равно как и социального единства человеческих индивидов.
В примитивных обществах один из наиболее простых речевых актов — называние — был священным, ритуальным действием, участники которого как бы сплачивались в тождественном понимании называемой вещи. Тем самым посредством языка конструировалась сама социальность. Кроме того, благодаря тому же акту называния внешняя реальность впервые расчленялась на роды практически значимых предметов (нужных или ненужных, полезных или вредных, дружественных или враждебных).
Называние, таким образом, явилось необходимой предпосылкой для многообразия артефактов, для возникновения более или менее разветвленной материальной культуры. Лишь в пространстве языка и с его помощью первичные материальные условия существования палеантропа могли подразделиться на такие важнейшие практические категории, как, скажем, жилище, одежда, утварь и т. д. Но это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном и точном смысле этого слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.