Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта развивается по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией совокупности конкретных наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии. Она продиктована научно-технической революцией, развитием человечества как мирового сообщества, обострением глобальных проблем и новым, трагически напряженным звучанием вопроса о человеческих издержках прогресса в XX столетии.
Она задается и возрастающей ролью человека во всех процессах развития нашего общества, в перестройке его экономической, политической и духовной жизни. Смысл и предназначение этой перестройки — создание нового, гуманного и демократического, облика социализма, в котором человек утвердит себя как высшая ценность.
Но поскольку не существует отдельной, специальной науки о человеке, а в его комплексном исследовании участвуют различные дисциплины, все ощутимее становится необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему. Задача эта не может быть решена без выявления категориального каркаса человеческой целостности, а последнее есть собственное дело философии.
Попытки разработать многомерную систему универсальных характеристик человека, выявить ее системообразующее ядро — приметная тенденция советских философских исследований 60 — 80-х годов. Она прокладывала себе дорогу вопреки господствовавшему догматизму и начетничеству и была тесно связана с задачей восстановления живого смысла суждений основоположников марксизма о природе и сущности человека.
Решающую роль при этом сыграли понятия «предметно-практической деятельности» и человеческих «сущностных сил» (универсальных возможностей и способностей, реализующихся в процессе истории). Именно эти понятия стали ключевыми для марксистского философского истолкования уникальности человеческого бытия, для оценки его природных (биологических) предпосылок и для понимания того, как человек выделился из природы.