От предыстории к подлинной истории

Основоположники марксизма-ленинизма, нашей революционной теории, всегда рассматривали всемирную историю как диалектический процесс постоянного становления, обновления и восхождения на все более высокие ступени социального прогресса. В сопоставлении с великим и заманчивым будущим, ожидающим, как они были убеждены, человечество на нашей планете, вся предшествующая история общества с ее социальными и этническими антагонизмами, с войнами и хищническим отношением к природным ресурсам была в их глазах всего лишь его предысторией. Всемирная история, подчеркивали они, станет подлинной историей человечества тогда, когда сознательное развитие общества возобладает над стихийными социальными процессами, а сам человек перестанет противопоставлять себя остальной природе и вступит с ней в гармоничные взаимоотношения, иначе говоря, когда на Земле восторжествуют разумные отношения между человеком и другими людьми, между личностью и обществом, между обществом и окружающей его средой.

Семь с лишним десятилетий тому назад социалистическая революция в России возвестила всему миру о приближающемся окончании предыстории на нашей планете, о том, что подлинная история громко стучится в двери цивилизации, созданной человеком на Земле. Однако истекшие с тех пор годы, породившие фашизм и вторую мировую войну, экономические потрясения и социальные катаклизмы, «холодную войну» и гонку вооружений, вместе с тем свидетельствуют и о том, что предыстория все еще продолжает держать человечество в своем плену. И, к сожалению, не только за пределами социалистической системы. Ведь такие трагические события и явления в истории нашей страны, как культ личности и массовые репрессии, длительные застойные тенденции и негативные процессы, также являются пережитками предыстории, которым как раз и кладет конец революционная перестройка, демократизация, социальное и духовное обновление советского общества.

Сейчас на рубеже двух тысячелетий, становится все более очевидным, что в поступательном развитии мировой цивилизации не существует какого-либо узкого коридора, по которому отдельные страны и народы могли бы пройти из предыстории человечества в его подлинную историю безотносительно к участи остального мира. Глобальные проблемы современности со всей определенностью поставили человечество перед дилеммой — погибнуть или выжить, идя по пути социального прогресса. До конца нашего века — самого революционного столетия во всемирной истории — остается всего лишь десятилетие. Это время великих надежд и реальных тревог за судьбы цивилизации.

В конечном счете от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ли начало нового тысячелетия всемирной истории ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности. Никогда в прошлом исторический выбор, стоящий перед человеком, не был столь ясен и однозначен, столь настоятелен и категоричен. Но никогда он не был и столь труден. Неисчислимые препятствия стоят на пути движения человечества в будущее. И многие из них коренятся в сознании людей. Вот почему такое значение имеет развитие и распространение нового мышления. Это задача задач гуманистической философии, к которой обращается современное человечество.

 136