Специально-научные теории развития

Предпосылками формирования философской теории развития послужили процессы интенсивных изменений европейского общества в эпоху Возрождения и позже. Важное значение имели также рост и углубление исторических знаний и прогресс естественных наук, изучающих тенденции длительных изменений природных объектов (геология, палеонтология, эмбриология и др.).

Утверждение идей развития существенно меняло взгляд на мир: он стал осмысляться не как набор готовых «вещей», повторение одних и тех же циклов, а как совокупность процессов, развернутых во времени, уходящих корнями в прошлое и направленных в будущее. Такой перелом в сознании стал отчетливо заметен в XIX веке.

В обосновании и утверждении научно-философских представлений о развитии большую роль сыграли теория развития общества, созданная К. Марксом, и эволюционное учение Ч Дарвина. Эти наиболее масштабные научные теории XIX века дополнялись множеством других конкретных исследований развития природных и общественных явлений. Идея развития постепенно становилась принципом миропонимания.

В начале XX века В. И. Ленин отмечал, что с «ходячей идеей эволюции» уже никто не спорит. Однако широкое освоение идей развития сопровождалось неизбежным их упрощением. Кроме того, представления о развитии «обросли» эмоциональным, оценочным их толкованием. Приверженцы всевозможных политических, идеологических доктрин, приравняв развитие к прогрессу, превратились в радетелей прогресса, борцов за лучшее будущее, правда, очень по-разному понимаемое. Иначе говоря, идея развития широко вошла в реальное мировоззрение не в тщательно продуманном, теоретически оформленном, а в достаточно смутном виде. Она требовала и сегодня требует серьезного философского анализа, обоснования.

Разумеется, качественно различные процессы развития изучаются различными науками, и каждая из них строит, совершенствует, видоизменяет свои собственные теории развития. Так, современная космология разрабатывает теории возникновения и развития Вселенной, отдельных галактик, различных космических объектов и т. д. Эволюционная биология теорию развития живых огранизмов. Историческая наука исследует развитие человеческого общества, а языкознание выдвигает и обосновывает теорию развития языков.

При этом отдельные науки группируются в комплексы. Например, для понимания того, как развиваются живые организмы, как возникают новые виды, каков механизм отбора наиболее приспособленных, в каком соотношении находятся постоянство и изменчивость в процессе формирования и жизнедеятельности видов, необходимо изучение комплекса биологических дисциплин — эволюционной генетики, молекулярной биологии и т. д. То же можно сказать и о других группах специальных дисциплин, объединяемых в более обширные классы.

Какое же место среди этих специально-научных теорий развития занимает философская теория развития — диалектика? Ф. Энгельс определял диалектику как учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, В. И. Ленин — как учение о развитии в его наиболее полном, свободном от односторонностей виде. Это не означает, напомним, что философия претендует на роль сверхнауки («науки наук»), подменяющей все остальные науки, превосходящей каждую из них и все науки, вместе взятые, по широте охвата и глубине анализа конкретного материала. Это не означает также, что из философских положений о развитии можно вывести в качестве следствий все конкретные черты, особенности развития в различных областях. Такое представление давно преодолено в науке и философии.

Изучая свои особые объекты и процессы, ученые сами открывают и формулируют действующие в данной области закономерности, тенденции изменений. Никто лучше астронома или биолога не расскажет об эволюции Вселенной или живой природы. Но изучение конкретных развивающихся объектов явно или неявно базируется на совокупности самых общих представлений о развитии вообще и время от времени сталкивается с необходимостью их углубления, корректировки, переосмысления.

Вот почему рано или поздно перед специалистами встают вопросы, связанные с более глобальным, философским осмыслением этих проблем, с разработкой единого понятийного аппарата. Это осуществляется путем анализа исторического опыта, обобщения материала и выводов специальных наук. К философскому обоснованию науки причастна также ценностная характеристика различных тенденций развития природных и общественных явлений с точки зрения интересов человека и человечества. И прежде всего философского осмысления требует само понятие развития и его соотношение с понятием «прогресс».

Loading