Качество и количество

Качество — такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Например, расплавленная руда превращается в шлаки и металл; подросток, взрослея, становится юношей, юноша — мужчиной, мужчина со временем делается стариком; поселок, разрастаясь, может стать городом и т. д.

Категория качества была впервые проанализирована Аристотелем, обосновавшим качественный подход к физическому миру (квалитативизм). Представителей средневековой схоластики занимала проблема «скрытых качеств», ссылками на которые объяснялись различные свойства предметов, веществ (лекарство лечит, так как в нем заключена способность лечить, и т. п.). Философы-материалисты XVII—XVIII веков касались данной проблемы в связи с размышлениями о «первичных» и «вторичных» качествах. Однако на протяжении веков складывался и иной, количественный, подход к миру, при котором стиралось его качественное многообразие. Открытие количественных черт бытия имело очень важное значение. Большое внимание этой стороне дела уделили пифагорейцы, разработавшие учение о числах как выражении сути бытия.

Количество — характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Обобщая мысли пифагорейцев и других своих предшественников, Аристотель пояснял: «Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое количество есть множество, если оно исчислимо, а величина — если измеримо». При всей непривычности этого философского размышления (его отделяют от нас почти 2,5 тысячи лет) все же понять его суть нетрудно: к количественным причислены здесь те характеристики вещей, что доступны измерению и математическому выражению.

Оценка количественных характеристик реальных «вещей» начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе «вещам». Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорости движения, масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких, показателях давления крови и т. д. Лишь выделение такого рода общих свойств позволяет определить количественные характеристики вещей. «…Различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству,— пояснял Маркс.— Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами» . Невозможность обобщения в единой количественной характеристике качественно совершенно разнородных предметов и явлений передает известная шутка А. П. Чехова: «Шел дождь и два студента».

Рассмотрение различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. Так, качественно различные товары — хлеб, одежда, автомобили — «уравниваются» при их погрузке, разгрузке, транспортировке на основе того, что все они имеют вес и габариты. Аналогично «уравнивает» людей с различием судеб, черт характера, профессий и т. д. лифт, «учитывая» только их вес. Многообразие видов продукции стерто в суммарном количественном (денежном) выражении их стоимости.

«Уравнивание» качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение. Процедура измерения той или иной величины предполагает установление соответствующей единицы измерения. Например, метр — единица длины, килограмм — единица массы. Измерить нечто — значит установить количество укладывающихся в нем единиц. Количественные характеристики предметов, явлений, процессов широко применяются в общественной практике: при планировании и финансировании производства, строительства, социального развития, при составлении расписаний движения транспорта, при переписи населения и т. д.

Количественный подход, основанный на нем математический аппарат играют важную роль в современной науке. Имея в виду естествознание и технические науки, Д. И. Менделеев отмечал, что наука начинается там, где начинается измерение.

Экспериментальное, математическое естествознание, все точные науки нового времени родились на базе применения количественных методов. Процесс математизации, все более глубокого проникновения математики в разнообразные разделы научного знания и техники особенно усилился во второй половине XX века, с развитием современной технической базы информатики — мощных, быстро действующих электронно-вычислительных машин.

Требования к точности измерений и номенклатуре измеряемых величин в науке и технике растут по мере научно-технического прогресса. Во многих современных технологиях контролируются линейные размеры обрабатываемых деталей с точностью до миллионных долей метра. Сегодня перспективной областью радиоэлектроники является наноэлектроника (где точность измерения достигает миллиардных долей метра), которая приходит на смену микроэлектронике.

Рассматривая ту или иную «вещь» (явление, процесс), можно сосредоточить внимание либо на качественных, либо на количественных ее аспектах.

Качественные и количественные методы анализа, изучения, оценки широко применяются в различных разделах науки и практики. Так, в химии существует качественный и количественный анализ. Первый связан с выяснением химического состава, видов веществ, номенклатуры элементов, входящих в то или иное соединение; второй — с определением количественных характеристик этих составляющих.

Понятия «качество» и «количество» важны для осмысления условий перехода экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В первом случае выпуск продукции наращивается за счет введения новых предприятий, увеличения посевных площадей, производственных мощностей, числа работающих и т. д. Во втором случае увеличение выпуска продукции обеспечивается увеличением производительности труда при том же или даже меньшем количестве работников и средств производства путем улучшения качества технологического оборудования, повышения квалификации рабочих и инженеров, применения лучшей агротехники, высокосортных семян, то есть за счет качественных, а не просто количественных изменений.

До недавнего времени главной характеристикой экономического роста страны считались количественные показатели объемов выпускаемой продукции, величина так называемого валового производства продукции. Но погоня за количественным ростом продукции далеко не всегда вела к росту эффективности производства. Не последнюю роль в этом играла недооценка качества продукции. Так, наращивание числа выпускаемых комбайнов и другой агротехники низкого качества приводило к тому, что никак не удавалось насытить сельское хозяйство нужными ему машинами. Чем больше машин поставлялось аграрному сектору, тем больше скапливалось на селе неисправной техники. Выход из этого положения только один: наладить выпуск машин улучшенного качества — высокой производительности, повышенной надежности.

Сегодня перед специалистами различных областей стоит задача освоения самых перспективных, качественно новых форм деятельности, поиска путей перевода всей экономики в новое качественное состояние. Для этого необходимы наиболее эффективные, научно обоснованные решения проблем экономики, управления, педагогики. Отсюда ясно, насколько важно представлять себе, за счет чего в принципе обеспечиваются качественные сдвиги в состоянии системы, понимать диалектическое соотношение качества и количества.

Loading