Отражение как всеобщее свойство материи

Всеобщность отражения как свойства, лежащего в фундаменте всей материи, определяется универсальностью материального взаимодействия. Все явления, объекты, процессы объективно существующего материального мира беспрестанно взаимодействуют между собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из взаимодействующих объектов, процессов и т. д., воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный «след» в том объекте, явлении, процессе, на который он воздействует, и тем самым запечатлевает себя в результате этого воздействия. Таким образом, в процессах взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих изменениях определенные свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение, как всеобщее свойство материи, и определяется как способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними. Отражение в указанном выше смысле имеет место везде, то есть в любом процессе взаимодействия. Всякое взаимодействие, таким образом, содержит в себе момент отражения в приведенном выше смысле — отображение одного материального образования в особенностях другого.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что это отражение представляет собой именно один из моментов, одну из сторон взаимодействия. Отражение выступает как определенное отношение в процессе взаимодействия. Было бы неправильно отождествлять содержание понятий взаимодействия и отражения, хотя реальные процессы отражения всегда предполагают материальные взаимодействия и, наоборот, в материальных взаимодействиях проявляется способность отражения.

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды отражения, ощущения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем, находящихся на разных уровнях развития.

Рассматривая материальное взаимодействие как необходимое условие и основание всех процессов отражения, следует иметь в виду качественное своеобразие этих процессов, их генетическую иерархию в развитии неживой и живой материи, а также человеческого общества. Было бы, несомненно, ошибкой отождествлять понятие отражения как всеобщего свойства материи, связанного с простой способностью воспроизводить в процессах взаимодействия особенности одних взаимодействующих материальных образований в свойствах других, с отражением в том более конкретном гносеологическом смысле, когда оно понимается как способность получения адекватных действительности образов. Последняя является, если брать всю генетическую последовательность форм отражения, его наиболее сложной формой.

Эта способность, появляющаяся, разумеется, уже в животном мире, достигает наиболее полного и совершенного развития у человека, в человеческом обществе. Именно этот смысл отражения имел в виду В. И. Ленин, когда указывал, что «в основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мира и отражения его в человеческой голове…». Ленинское понятие отражения как всеобщего свойства материи и основанная на нем теория отражения дают теоретическую и методологическую основу для анализа генезиса сознания как отражения в гносеологическом смысле. Энгельс в свое время указывал, что без предыстории человеческого духа, без «прослеживания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека», само «существование мыслящего человеческого мозга остается чудом».

Таким образом, подход в исследовании отражения должен быть последовательно генетическим, историческим. Исходя из понятия отражения как эффекта материальных взаимодействий, следует рассмотреть развитие конкретных форм и видов отражения, их усложнение, совершенствование в процессе развития форм движения материи. Указывая на существование свойства отражения в фундаменте всей материи, В. И. Ленин подчеркивал, что специальным наукам «на деле остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения». В. И. Ленин выдвигал принцип отражения как философский принцип, никоим образом не считая, что из всеобщего понятия отражения могут быть непосредственно выведены понятия, характеризующие конкретные формы отражения в ощущающей, воспринимающей и мыслящей материи.

Loading