Мир как совокупная реальность

Установив, что различные целостности, имеющиеся в мире,— природа, человек, все созданное им, включая его мысли и идеи, общество,— равно существуют, наличествуют и, следуя внутренней логике движения мысли о бытии, нельзя не признать: природа как целостный универсум была, есть и будет; человек, общество, когда-то возникнув, с тех пор были, есть и, надо надеяться, будут. Отсюда вытекает важное следствие: мир вообще (и все, что в нем существует) именно во внутренней и объективной логике существования и развития, то есть реально предпослан сознанию и действию конкретных индивидов и конкретных поколений людей.

Из этой реальной предпосылки отдельный человек на практике исходит так же определенно, как и из простого факта наличия мира. Не просто мысль о том, что мир есть, постоянно наличествует, но и о том, что мир, как таковой, в различии и единстве его основных целостностей является реальностью для сознания и действия каждого человека, каждого поколения — вот еще один, третий смысловой аспект философской проблемы бытия.

«Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни»,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс. В нашей философской литературе при анализе данного определения чаще всего подчеркивается, что сознание есть постижение бытия («осознанное бытие»). Но не менее важно в мысли К. Маркса и Ф. Энгельса подчеркнуто то, что сознание есть особое, но именно бытие, следовательно, правомерно сказать, что бытие в широком смысле — как «реальный процесс жизни» — охватывает все, что имеет характер объективно заданных условий и предпосылок деятельности отдельных людей и поколений.

Совокупная реальность как она есть для отдельных индивидов и поколений людей включает: вещи, процессы природы, еще не освоенные человечеством (таких на Земле все меньше, а в космосе — бесконечное, необозримое множество); вещи, процессы, созданные человеком из материала природы (таких на Зем­ле и даже в космосе все больше); общественную жизнь — отношения людей, их учреждения, идеалы, принципы и идеи; индивидов в непосредственном процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

Человеку, таким образом, приходится считаться с реальностью как совокупной (и расчлененной) целостностью, как с единым, обладающим собственной логикой существования и развития бытием. И даже в тех случаях (а быть может, особенно в таких случаях), когда людьми вынашиваются планы коренных, поистине революционных преобразований реальности, настоятельно требуется понять, что именно есть, наличествует и как оно «есть», каковы объективно возможные рамки преобразования, тенденции развития реальности. В истории и в деятельности отдельных людей, правда, нередки случаи, когда волюнтаристски и субъективистски игнорируется внутренняя логика существования и развития реальности. Но реальность рано или поздно мстит за то, что с нею не считаются или считаются в недостаточной мере. Это очень важно учитывать сегодня, когда в нашей стране развертывается перестройка всей общественной жизни. В частности, в сфере экономики перестройка должна опираться на тщательное исследование объективных предпосылок, рамок, возможностей, тенденций развития экономической деятельности, которые В. И. Ленин сжато определял как объективную логику хозяйственной эволюции.

Жизнедеятельность каждого отдельного человека — реальность и для других людей, и для него самого. Согласитесь, каждый из нас вынужден относиться к своему телу и духу (к генетическим задаткам, предрасположениям, привычкам, навыкам, желаниям, склонностям, надеждам, идеям, мыслям), к своему прошлому настоящему и будущему, к взаимосвязям с другими людьми и обществом как к особой реальности, к особому бытию. Реальностью, и очень важной, являются для нас и другие люди. Сознание индивидов постигает, отражает также и эту реальность. Сознание человека, поскольку оно является также и самосознанием, отражает и его индивидуальное бытие, улавливая через это бытие общие черты индивидуального бытия людей.

Важно подчеркнуть, что не только природное, но и духовное, идеальное осваивается на практике и осмысливается в философии как наличное, данное, стало быть, как имеющее характер особой реальности. С духовными процессами и продуктами, если они есть, существуют, всем нам приходится считаться не менее, чем с предметными, вещными реалиями жизни. Следовательно, включение духовного, идеального в совокупную реальность бытия — факт человеческой жизни. В. И. Ленин отмечал: не только материальные предметы, материальный мир (материя), но и мысли «действительны», то есть существуют. Но утверждение того, что и духовное дано человеку, человечеству как специфическая действительность, что реальностью для человека является его собственная жизнь, для диалектического и исторического материализма не означает никакой уступки идеализму в понимании бытия. Далее будет специально показано, что материализм расходится с идеализмом в понимании различных форм бытия — бытия мира вне человека и человеческого мира, предметно-вещного и духовного. Ибо все, что есть в мире, наличествует, или, как говорят иногда философы, «бытийствует» по-своему.

Общий вывод: третий аспект проблемы бытия связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов и поколений людей.

Loading