Материальные и идеологические отношения

Осмыслить многоуровневый характер общественных отношений можно только путем рассмотрения их в органической связи с деятельностью по получению материальных благ путем преобразования вещества природы. Это — производственная практика, которую К. Маркс назвал обработкой природы людьми. В ходе ее возникают отношения людей по поводу вещей, то есть отношения производственные.

Но есть и другой вид практики. Это деятельность людей, направленная на изменение, преобразование или совершенствование, укрепление самого общественного организма. Такую практику К. Маркс образно назвал обработкой людей людьми. Примером такого вида практики является политическая деятельность классов или партий. Ее основная цель — обеспечение коренных интересов того или иного общественного класса, слоя, большинства трудящихся и т. д. Общественные отношения, которые складываются и воспроизводятся в ходе этого второго вида практики, закрепляются силой общественных организаций, учреждений, либо поддерживающих нормальное функционирование именно этих, господствующих отношений, либо, наоборот, мобилизующих силы для их ликвидации, реформирования и т. д.

Два вида отношений, вплетенные в практическую деятельность двух различных видов, существенно отличаются по их генезису и взаимодействию с общественным сознанием. Потому они в онтологическом плане относительно, а в гносеологическом абсолютно противоположны. Одни из них В. И. Ленин назвал материальными, другие идеологическими. Это сложное и вместе с тем важное для науки различение. Поэтому постараемся внимательно разобраться в нем.

В. И. Ленин сформулировал четкий критерий различения общественных отношений: те из них, которые складываются, не проходя предварительно через общественное сознание, называются материальными. Таковыми являются производственные отношения. Причем важно иметь в виду, что это их философская, а не вульгарно-эмпирическая характеристика, связывающая материальность с вещественностью. Как раз вещественности в общественных отношениях нет. Характеризуя стоимость как общественное отношение, К. Маркс писал, что в нее «не входит ни одного атома вещества природы».

Что же касается идеологических отношений, то они, формируясь на основе материальных, зависят от общественного сознания. Например, политическая борьба и политические отношения классов складываются тогда, когда класс поднимается до осознания своих общеклассовых интересов. То же и с правовыми отношениями — они вообще не могут возникнуть, если не существует сознательно разработанных, принятых и охраняемых государством норм нрава. Таким образом, идеологические отношения складываются под влиянием общественного сознания и наряду с последним оказываются вторичными и зависимыми от отношений первичных, определяющих,— производственных.

Вместе с тем надо иметь в виду, что идеологические отношения обладают признаком объективности: как форма практической деятельности людей они существуют вне сознания, хотя и складываются в зависимости от него. Не случайно В. И. Ленин пользовался понятием «идеологические», а не «идеальные». Тем самым подчеркивается, с одной стороны, их зависимость от общественного сознания, а с другой — бытие вне сознания, в практике.

И, наконец, рассмотрение общественных отношений в единстве с практической деятельностью позволяет поставить проблему средств, орудий социально-исторической практики. В производственной практике таковыми, как известно, являются орудия труда, а в практике социально-исторической в качестве своеобразных орудий выступают политические, правовые и прочие организации и учреждения. Наиболее мощными из них являются государство и политические партии. Они закрепляют те или иные общественные идеи, организуют людей на их практическое осуществление и тем самым способствуют «переводу» через практику идеального в материальное.

Loading