Практически-преобразовательная деятельность человека

Практика возникает исторически в процессе становления человечества как специфический способ удовлетворения жизненных потребностей. Однако в специфике этого способа заложены возможности развития принципиально нового типа бытия в мире, который открывает перспективу преодоления диктата окружающей среды по отношению к человеку.

Прорывая узкие рамки приспособления к среде, вырываясь из унаследованной от животных предков «экологической ниши», человек — благодаря производству искусственно созданных средств и орудий — в принципе оказывается способным на универсальное практически-преобразовательное отношение к миру. Именно об этой универсальности писал К. Маркс, подчеркивая, что «животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально… продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку…».

Эта универсальность, «открытость» реального отношения к миру в практике имеет своим следствием то, что в принципе отсутствует какой-либо заданный предел познавательных возможностей человека. Опосредствуя свое отношение к действительности искусственно созданными орудиями и средствами ее преобразования, человек в своей познавательной деятельности выделяет объективные, независящие от его биологических потребностей, свойства и связи реального мира. Таким образом, человек способен познавать мир так, как этот мир существует по своим объективным законам. И в этом состоит его отличие от животного, которое воспринимает мир постольку, поскольку явления и предметы этого мира могут служить средством удовлетворения его жизненных потребностей. Иначе говоря, практика как способ включения в мир обеспечивает предметный характер человеческого познания.

Созданные человеком искусственные орудия и средства преобразования окружающей реальности являются своего рода «неорганическим телом» человека, позволяющим ему втягивать в сферу практики все новые слои действительности. Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения.

Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах реального материального мира и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности практически-преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Подчеркивая объективную обусловленность практически-преобразовательной деятельности человека, В. И. Ленин писал: «Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной деятельности человека».

Понимание обусловленности практически-преобразовательной деятельности человека объективными свойствами преобразуемого мира, того мира, с законами которого он должен считаться, вписанности самой практической деятельности в этот мир, отличает марксистскую трактовку практики от всякого рода субъективистских ее трактовок, например в философии прагматизма. Для прагматической концепции активности человека характерно непонимание того принципиального обстоятельства, что подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями  той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Субъективистская интерпретация практики дается и в тех течениях так называемого неомарксизма, в которых игнорируется или недооценивается включенность человека и его практически-преобразовательной деятельности в объемлющую его и независящую от его деятельности объективную реальность. При таком подходе практика сама превращается в некий абсолют, в субстанцию.

Принципиальная позиция марксистского материализма в понимании практики особенно важна и актуальна в настоящее время, когда становится все более очевидной пагубность последствий субъективистского активизма в отношении человека к окружающей природе, к миру в целом, к природе самого человека. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.