Личность в правовом государстве

Философская проблема взаимоотношения личности и государства не случайно обрела приоритетное значение в процессе радикальной перестройки и социального обновления советского общества. На настоятельную потребность создания социалистического правового государства, как известно, было обращено особое внимание в связи с процессом демократизации.

Идея правового государства имеет первостепенное значение для положения личности в обществе. Ибо именно государство призвано самым непосредственным образом отстаивать «неотъемлемые права человека» в обществе. Эта идея является одним из важнейших достижений социальной философии нового времени, в которую внесли непреходящий вклад такие мыслители, как Т. Гоббс и Дж. Локк, Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо, И. Кант и Т. Джефферсон, а также многие другие выдающиеся философы, юристы и социологи. Маркс, Энгельс и Ленин не просто критически восприняли концепцию правового государства у своих предшественников, но и придали ей материалистическое обоснование, рассматривая становление такого государства как объективную тенденцию социального прогресса. Концепция правового государства приобрела особую актуальность в современную эпоху, когда возрастающая роль государства во всех сферах общественной жизни сопровождается историческим противоборством демократии и тоталитаризма.

Именно правовое государство является демократической альтернативой тоталитарному государству, стремящемуся поглотить гражданское общество и всецело подчинить личность произволу авторитарно-бюрократической власти. В основе концепции правового государства лежит принцип свободы выбора народом своего социального и политического устройства. Правовое государство не признает какого-либо иного источника суверенности, кроме свободного волеизъявления своих граждан. Исходя из этого, основоположники марксизма-ленинизма, как известно, отвергали антигуманную, волюнтаристскую идею насильственного осчастливления будь то своего или чужого народов, так и отдельной личности.

Правовое государство опирается на основной закон (конституцию), который четко определяет взаимные обязательства управляющих и управляемых по отношению друг к другу: прерогативы политической власти и права личности. Всякая власть в правовом государстве ограничена законом, а само государство является правовым в той мере, в какой оно печется об интересах общества, охраняет права человека. Иначе говоря, не общество служит государству, а государство служит обществу.

В своей деятельности правовое государство опирается на институты непосредственной и представительной демократии на всех уровнях. Эти институты — принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, всеобщее избирательное право, референдум и многие другие — представляют собой  одновременно  и   воего  рода  «социально-политические изобретения», и демократические завоевания народных  масс в борьбе за свои интересы.

Демократическая организация общества в правовом государстве заключает в себе две важных стороны: во-первых, демократический статус всех органов политической власти, обеспечиваемый их выборностью и подотчетностью народу; во-вторых, по возможности обеспечение наиболее широкого простора для общественной и индивидуальной самодеятельности на основе закрепленных в законе свобод личности (свободы совести, слова, инакомыслия, собраний, организаций и т. п.), а также ее неприкосновенности, включая презумпцию невиновности.

В демократическом правовом государстве деятельность личности покоится на принципе «разрешено все, что не запрещено», благодаря чему инициатива и самодеятельность, изобретательность и предприимчивость человека придает обществу социальный динамизм и могучий импульс развития. Правовое государство является сильным государством не благодаря бессилию своих граждан перед произволом политической власти, а благодаря тому, что оно защищает и охраняет интересы общества и личности от посягательств на их права, от кого бы они ни исходили. Для правового государства поэтому необходимы не столько репрессивные и карательные органы власти, сколько правоохранительные, оберегающие суверенность личности. Гуманистический характер правового государства воплощается в нравственном, интеллектуальном и деятельном возвышении статуса личности в обществе.

Характеризуя в докладе на XIX Всесоюзной партийной конференции основные черты качественно нового состояния советского общества, демократического, гуманного облика социализма, который предстоит придать ему в ходе развернувшейся ныне перестройки, М. С. Горбачев сказал: «Социализм мы видим как строй подлинного, реального гуманизма, при котором человек на деле выступает «мерой всех вещей». Все развитие общества, начиная с его экономики и кончая духовно-идеологической сферой, направлено на удовлетворение потребностей человека, на его всестороннее развитие. Причем все это делается трудом, творчеством, энергией самих людей…

Социализм мы видим как строй социальной справедливости… общество, в котором выше всего ценятся и достойно вознаграждаются материально и морально способности человека, его плодотворный труд, мастерство и талант. Социализм мы видим как строй высокой культуры и морали… как строй подлинного народовластия, при котором всем трудящимся обеспечивается полная возможность для выражения своих потребностей и интересов, участие в управлении общественными процессами, преодолевается отчуждение человека от власти».

Таким образом, путь к новому облику социализма — путь дальнейшей демократизации и гуманизации советского общества, обеспечения возможностей для все большего проявления свободы личности неминуемо пролегает через создание правового социалистического государства.

Loading