Тема культуры

Тема культуры — относительно новая для учебной литературы по марксистской философии. И это не случайно. В прошлом даже в исследовательских работах понятие культуры нередко трактовалось весьма упрощенно, что отражало положение и общий уровень философского анализа культуры в стране. Необходимость изменения такого подхода продиктовала сама жизнь. Перед философией встала задача осмыслить и должным образом оценить тот факт, что проблематика культуры самим объективным ходом общественного развития все больше стала выдвигаться на передний план при осуществлении социальных преобразований, приобретая небывалую остроту.

В. И. Ленин, как известно, рассматривал культурную революцию в ряду основных задач строительства социализма  в СССР. Эта ленинская постановка вопроса не потеряла актуального значения до сих пор, хотя ее конкретное содержание в последней четверти XX столетия приобрело иные очертания. Сейчас уже не стоит вопрос о ликвидации неграмотности, но многие проблемы и негативные явления в области хозяйственной деятельности, труда, быта, общения отражают недостатки в развитии культуры и воспитании. Как успехи, так и драматические, обнаженные перестройкой особенности культурного развития нашей страны требуют дальнейшего вдумчивого изучения. И это задача не только историческая, но и философская, методологическая.

Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые несли с собой различные тиранические режимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят проблемы «массовой культуры», духовности и бездуховности. В то же время все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки.

Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания. Все это стимулировало разработку философских проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания, вплоть до постановки вопроса о создании особой науки о культуре — культурологии. Иначе говоря, при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно-исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.

Явления культуры изучает множество конкретных наук: археология и этнография, история и социология, не говоря уже о науках, изучающих различные формы сознания — искусство, мораль, религию и т. д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования. Так, для археологии культура связана с изучением остатков дошедших до нашего времени предметов, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Этнография интересуется проявлениями культуры того или иного народа во всем ее конкретном многообразии и целостности. Для истории искусства культура — это прежде всего художественная деятельность человека и ее результаты. Так что «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному.

Западные исследователи культуры насчитывают в мировой литературе от 150 до 250 определений культуры. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Здесь уже начинается область философии.

Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом. Этот философский взгляд на культуру важен потому, что именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура как таковая, что дает ее изучение для материалистического понимания истории, какую роль она играет в развитии человека и общества. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

Loading