Социалистическая культура

Социалистическая культура приемлет все завоевания мировой культуры, исходит из них, опираясь в своем движении на принципы марксистского мировоззрения и общечеловеческие ценности. Эта идейная позиция позволяет социалистическому обществу строить новую культуру, отвергая как чуждую духу демократизма элитарность в области культуры, так и поделки псевдо­массовой культуры, неспособной выполнить важнейшую социальную функцию социалистической культуры — способствовать духовному росту масс, подъему их культурного уровня.

Разумеется, вполне закономерна и необходима критика буржуазной идеологии и ее проявлений в различных сферах культуры. Но она должна вестись так, чтобы стимулировать, а не сковывать творческую деятельность людей, созидающих новые ценности культуры, идущих вперед. В творческих дискуссиях недопустимо использование метода прессинга и наклеивания ярлыков на оппонентов. Бюрократический произвол опасен не только в сфере экономики, но и в культуре. Условия демократии и свобода творчества — важнейшие предпосылки развития социалистической культуры. Одной из задач осуществляемой ныне перестройки в жизни советского общества как раз и является создание максимально благоприятных условий для творчества, для созидания культуры.

Созидание культуры нового общества — весьма трудный и длительный процесс. Он осложнился во многом неправильными действиями в области культурного строительства. Утверждение общественной социалистической собственности, как свидетельствует исторический опыт, нигде автоматически не гарантирует от ошибок и заблуждений. Бюрократическая централизация, догматизм, субъективизм и отступления от принципов демократии в руководстве культурой нанесли серьезный ущерб культурному развитию советского общества, привели к значительным деформациям и интеллектуальным потерям. Невосполнимые утраты советской культуре принес господствовавший в политике «остаточный принцип», противоречащий гуманистической сути социализма.

Между тем социально-экономические и идеологические проблемы новое общество призвано решать не иначе как на базе культурного подъема масс. Приобщение масс к достижениям культуры, к творчеству означает и развитие самого человека, его духовное обогащение. Происходит необходимое для процесса сознательного исторического творчества развитие самого субъекта культурно-исторической деятельности. А это отвечает идеалам гуманизма.

Следовательно, приобщение масс к культуре нельзя рассматривать как чисто просветительскую задачу. Лишь решая социально значимые проблемы, включаясь в деятельность, направленную на достижение общественных целей, массы обретают стимулы к овладению культурой, у них появляется потребность в саморазвитии и самовыражении. Чем шире и активнее массы вовлекаются в процесс строительства нового общества, тем быстрее происходит и их культурное развитие, представляющее собой, таким образом, необходимый момент, важный аспект общего процесса творчества новых форм общественной жизни.

Итак, прогресс культуры — одна из сторон сущностной характеристики социализма. Касаясь того, как эти принципиальные положения воплощаются в жизнь, можно констатировать, что сделано в этом направлении немало, но все же возможности, открываемые социалистическим строем, использованы далеко не полностью, а достигнутый уровень культурного развития общества не дает оснований для успокоения. В процессе революционной перестройки, происходящей в нашем обществе, предстоит проделать огромную культурную работу, создать оптимальные условия для продвижения к достижению высшей цели социализма — все более полному, всестороннему и гармоничному развитию человека.

Этот гуманистический идеал, провозглашенный еще основоположниками марксизма, отнюдь не является утопическим. Более того, в современных условиях все отчетливее вырисовываются его объективные основания. К ним относится прежде всего то, что техника и технология, создаваемые в ходе научно-технической революции, требуют всесторонне развитого, образованного, теоретически грамотного, творческого работника, самостоятельной и ответственной личности, способной принимать компетентные решения в самых сложных и неординарных ситуациях. Вместе с тем современная техника в перспективе призвана взять на себя функции выполнения всех алгоритмизируемых действий, оставляя человеку решение творческих задач, осуществление планирования, контроля и регулирования как функций его производственной деятельности. Это приведет к увеличению свободного времени, необходимого для развития личности. Таким образом, можно сказать, что в ходе научно-технической революции, с одной стороны, возникает общественная потребность в развитии личности, а с другой — создаются для этого необходимые материальные предпосылки.

Но не только производство, а и вся общественная жизнь нуждается в развитой человеческой личности. В этой связи важно обратить внимание на два обстоятельства. Мир становится все более взаимосвязанным и целостным, и деятельное включение человека в общественно-политическую жизнь, связывающую его с миром, во многом зависит от уровня его культуры. Вместе с тем с прогрессом общества расширяется поле человеческой свободы. А чтобы уметь пользоваться этой свободой, чтобы общественную свободу превратить в поле своего собственного свободного развития и максимального проявления своих способностей, необходимо быть ориентированным на самовоспитание, на формирование своей личности.

Поэтому можно заключить, что дальнейшее развитие общества в такой же мере зависит от развития человека, в какой развитие человека зависит от развития общества.

Всестороннее развитие человека во все возрастающей степени становится исторически необходимым. На этой объективной основе только и может быть достигнуто реальное воплощение гуманистического идеала. В настоящее время практически стоит вопрос о создании все более благоприятных предпосылок для решения этой всемирно-исторической задачи.

Loading