Противоречивость изменения

Диалектический подход к движению позволяет осмыслить соприсутствие в нем таких «полярных» моментов, как прерывность и непрерывность. Единство прерывности и непрерывности характеризует все виды изменения. В каждом процессе изменения можно выделить фазы, ступени, тесно связанные между собой, переходящие друг в друга. Так, жизнь нормально функционирующего общества непрерывна, но в этой непрерывности можно выделить поколения людей, индивидуумов. Числовой ряд составляют члены ряда в определенном их чередовании. Возможность выделять, вычислять тот или иной член ряда выражает его прерывность. Непрерывность ряда, его единство выражает, скажем, формула (закон) ряда.

В процессах изменения выявляется также характерная противоположность устойчивости и изменчивости. Оба момента отмечались в различных философских учениях, начиная с античности. Энгельс подчеркивал, что движение должно находить свою меру в его противоположности — покое, что без относительного равновесия, устойчивости нет развития. Устойчивость можно определить как способность предметов (явлений, процессов) в определенных интервалах времени сохранять свою качественную определенность: структуру, важнейшие характеристики, в том числе присущие им состояния движения.

Это имеет силу уже для механического перемещения: говорить о движении тела можно в том случае, если тело в процессе движения сохраняется как тело, а не превращается во что-то другое; кроме того, оно должно сохранять состояние движения. Устойчивость служит необходимым условием сохранения и накопления изменений, усложнения, развития систем, преемственности разных стадий. Однако именно в результате отрицания состояний относительного покоя, равновесия, устойчивости возникает в мире все новое. Устойчивость и изменчивость предполагают друг друга, они нерасторжимы. Абсолютизация того или другого момента ведет к искажению картины реальности.

Диалектика устойчивого и изменчивого отражается также в понятиях тождества и различия. Логическое движение мысли часто базируется на допущении, что предмет (на протяжении рассуждения о нем) остается тем же самым предметом, сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. В основе закона тождества (А=А) лежит абстракция отождествления: отвлечение от совершающихся в предметах изменений и концентрация внимания на его устойчивых характеристиках. Такая операция необходима и оправданна в рассуждениях в тех пределах, в каких изменениями предмета можно пренебречь.

Метафизический взгляд на мир, абсолютизируя одну из сторон, исходит из представлений о реальной неизменности предметов, лишаясь, таким образом, возможности адекватного отображения подвижного, изменчивого бытия. При диалектическом взгляде на вещи их тождество и различие рассматриваются как «пульсирующие», неразрывно связанные друг с другом моменты.

Понятие «изменение» предполагает некоторый относительно устойчивый объект, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, также и разнящиеся между собой характеристики.

Когда говорят: «тот же самый» или «другой, иной» применительно к разным предметам, речь идет тем самым об одинаковых или различных предметах. Об изменении же можно говорить лишь при сопоставлении двух или более различных состояний одного объекта.

В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе. Даже при значительной устойчивости многих структур происходят постоянные изменения, снимающие их «абстрактное тождество» с самими собою. Так, геология изучает постоянно совершающиеся поверхностные и внутренние процессы: механические изменения (выветривание, изменение давления, поднятие почвы, землетрясения и др.), тепловые (вулканические), химические (под действием воды, кислот, связывающих веществ) изменения.

«Абстрактное тождество» немыслимо обнаружить реально. Растение, клетка, животное, пояснял Энгельс, в каждое мгновение своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя. Постоянно происходит усвоение и выделение веществ, дыхание, образование и отмирание клеток и т. д. Благодаря накоплению молекулярных и других изменений, составляющих жизнь, происходят наблюдаемые изменения в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть. По мере развития диалектики все яснее сознавалось: чертой изменяющихся вещей является лишь относительная устойчивость. Метафизическое рассмотрение предметов как тождественных себе — абсолютизация относительной устойчивости, недооценка изменений.

Тождество и различие — диалектически связанные характеристики любого изменяющегося предмета. Тождество с собой уже с самого начала имеет своим необходимым дополнением различие — отличие данного предмета от всего другого. Кроме того, постоянно совершающиеся изменения в чем-то постоянно модифицируют предмет, делают относительным, неполным его тождество с самим собой. Вот почему правомерно утверждать, что предмет тот же самый и не тот же самый. Вне диалектического сочетания противоположных черт — устойчивости и изменчивости, тождества и различия — оказывается невозможным понять изменение. Характерно, что абсолютизация изменчивости (вспомним Кратила), по сути, тоже приводит к тому, что судить об изменении, понять его делается невозможно («И один раз нельзя войти в один и тот же поток»). Поток как бы «склеивается», его фазы, моменты, внутренняя дифференцированность делаются неразличимыми, а это значит, что он как бы уравнивается с покоем, неизменностью.

Философская мысль наталкивается также на неразрывно связанные друг с другом абсолютность и относительность изменения. Первая черта — в философском ее понимании — означает всеобщность, обязательность движения (изменения) как способа существования материи, а вторая, что реальное изменение всегда конкретно, определенно, преходяще, не затрагивает всех элементов, аспектов, структур объекта. И опять-таки обе характеристики принципиально нерасторжимы. Акцентируя лишь одну из них, нельзя уяснить изменение. Оно вновь окажется неподвластным нашему уму. Перечисленные трудности связаны с обнаружением в реальных явлениях противоположностей, их сложных соотношений. Не случайно долгое время мир мыслился как совокупность «вещей», а не как сцепление различных процессов.

И все же выявившиеся затруднения носили более общий характер. Человеческая мысль издавна сталкивалась с ними и при уяснении целостного, многоаспектного характера предметов, многообразия их связей, развития. Попытки выразить эти черты реального мира с помощью понятий выливались в противоречивые утверждения типа «предмет тот же самый и не тот же самый» и т. п. Время и философский поиск показали, что такого рода препятствия всякий раз возникали и продолжают возникать при попытках осмыслить мир в жестких, негибких понятиях, то есть при «столкновении» бытия и сознания, реальности и мысли.

Дело в том, что в мыслительной традиции долгое время не существовало приемов умелого обращения с «противоположностями», выхода из ситуаций, казавшихся тупиковыми. Их обнаружение — характерная черта философского мироуяснения, исторически накопившего множество апорий, антиномий, дилемм. С развитием диалектики формировалось понимание диалектических противоположностей.

Loading